​Закон о паллиативной помощи прошел первое чтение в Госдуме


«В России есть ужасное слово: «отмучился». Я лингвист – это слово не переводится на английский, потому что нет этого понятия, – сказала Нюта Федермессер, обращаясь к депутатам. – Это слово рукотворным образом сегодня и на втором чтении может быть уничтожено вами, оно может исчезнуть из вокабуляра, оно может в словарях стать помечено «устар.». Потому что «отмучиваются» у нас люди оттого, что нет качественной паллиативной помощи».

Новый документ, который рассматривали сегодня депутаты, определяет порядок оказания паллиативной помощи в амбулаторных условиях и на дому, а также порядок социального обслуживания неизлечимо больных людей.

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин отметил, что, согласно документу, «неизлечимо больные люди будут получать качественную медицинскую помощь, необходимое обезболивание, а также социальную и психологическую поддержку, а главное – смогут находиться в тяжелый жизненный период дома, рядом со своими родными и близкими», – сообщает сайт нижней палаты парламента.

Одно из важных положений законопроекта — возможность предоставления гражданам бесплатных лекарств не только в стационарных и амбулаторных условиях, но и в условиях дневного стационара. Также в документе впервые законодательно вводится разделение паллиативной помощи на первичную и специализированную, чтобы пациенты могли получать ее и в медицинских стационарах, и на дому. А заниматься поддержкой тяжело больных будут медицинские работники, прошедшие специальную подготовку, во взаимодействии с социальными службами.
Во время подготовки законопроекта ко второму чтению депутаты намерены обсудить его с экспертами, медицинским сообществом, представителями гражданского общества, чтобы максимально учесть все необходимые замечания.

«Это достаточно редкий случай, когда за буквами, запятыми, словами стоим мы все – 146 млн человек, которые живут в этой стране», — заявила Нюта Федермессер, добавив, что паллиативную помощь в большинстве случаев необходимо оказывать на дому.

«Люди, которые долго болеют, хотят уходить из жизни дома. Они не хотят быть в больнице, они не хотят белых халатов, они не хотят неонового света, они не хотят пикающих аппаратов, трубочек, которые отовсюду торчат, – они хотят, чтобы рядом был кто‑то, кто держит их за руку, чтобы им было не больно и не стыдно», — подчеркнула учредитель фонда «Вера».

По данным официальной статистики, в России в паллиативной помощи нуждаются почти 1,3 млн человек каждый год, но, как считают эксперты, на самом деле в ней нуждаются 18 млн человек каждый год.

«Если в государстве сегодня стоит задача продления продолжительности жизни, то надо и качество жизни повышать, и качество медицины, и качество смерти, и качество старости. Если мы будем жить дольше, мы будем дольше старыми, мы будем дольше больными, хромыми, слепыми, но при этом мы будем рады тому, что мы живы, только если мы будем понимать, что беспомощность не вызывает у нас чувство стыда и чувство, что мы обуза для близких. Паллиативная помощь помогает не быть обузой», — подчеркнула Нюта Федермессер.

В пресс-релизе фонда помощи хосписам «Вера» говорится, что ко второму чтению законопроекта нужно внести несколько поправок. В положении о доступе к обезболивающим препаратам должно исчезнуть слово «доступными». Это даст уверенность, что лекарства будут назначаться исходя из интенсивности боли у пациента, а не наличия того или иного препарата в медицинском учреждении или аптеке. Паллиативная помощь должна предоставлять всестороннюю поддержку – как медицинскую, так и социальную и даже духовную. Также в законе должны быть уточнены права людей, которые ухаживают за тяжелобольными. В первую очередь родителей, которые заботятся о своих неизлечимо больных детях (в том числе на ИВЛ) дома. Важно, чтобы оказывать помощь в конце жизни могли не только медики, но и сиделки, и сотрудники НКО.

«Крайне важно, на наш взгляд, исключить из законопроекта словосочетание «поддержание функций организма». Продление жизни путем продления страданий недопустимо. Как и навязывание неизлечимо больному человеку избыточной помощи, в которой уже нет необходимости», – считают представители фонда.
 










Наши партнёры: